Главная | Регистрация | Вход | RSS Суббота, 24-Августа-2019, 10:30

Начальная школа

г. Новокузнецк

архив сайта

Электронный дневник
Оценки учеников
Вход для учителей
Меню сайта
Наш опрос
Кто посещает наш сайт
Всего ответов: 491
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Школьный музей "Память..."

Руководитель музея Деньгуб Ирина Анатольевна
 
1. Актуальность военно-патриотической работы
 
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
 
К сожалению, сегодняшний день нашей России сложен и труден. Разрушены нравственные идеалы, ощущается духовный застой, экономические проблемы, безответственность – всё это захлестнуло общество и может превратить нас в людей, утративших память.
 
Перед нашим обществом, встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает работа школьного музея. Благодаря поисковой деятельности у молодого поколения воспитывается нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.
 
Определяя поисково-исследовательские задачи, учитель создает условия для слияния ребят с общественно-историческим опытом. Работа в архивах, музеях, встречи, переписка с интересными людьми, беседа с непосредственными участниками и очевидцами событий – все эти формы работы воспитывают уважение к историческому прошлому, осознания собственной значимости, сопричастности к делам своего народа. Атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия способствуют воспитанию творческой инициативы ребят, их самостоятельности.
 
Наличие школьного музея актуально не только для школьников. Представители старшего поколения охотно участвуют в его работе. Они передают свой жизненный опыт и знания подрастающему поколению, делятся не только воспоминаниями, но и историческими экспонатами, которые составляют основу наших музейных фондов.
 
Всё это доказывает, что школьный музей востребован и нужен всем: от первоклассника, впервые перешагнувшего его порог, до «старичка на лавочке», судьба которого уже история.
 
2.Особенности работы школьного музея.
 
Музей – это живой организм. В настоящее время, когда происходят глубокие и стремительные изменения всей общественно-культурной жизни, следует признать необходимым новый подход к трактовке понятия школьный музей. «Школьный музей» определяет не место расположения, а специфику музея. Он нужен школе для реализации творческой активности детей, как средство обогащения учебного процесса.
 
Главной задачей работы в школьном музее считаю сохранение исторической памяти у учащихся о своей малой родине, односельчанах, развитие и укрепление связей между поколениями, воспитание чувства ответственности и любви к Родине.
 
При организации работы школьников в музее ставлю перед собой следующие цели:
· формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей;
· воспитание у школьников бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
· приобщение учащихся к краеведческой и исследовательской деятельности.
 
Поисково-исследовательская деятельность школьника – основная форма краеведческой работы на базе музея.
 
Когда я впервые предложила своим первым кружковцам не просто взять у бабушки, дедушки и принести в школу старинную вещь, а в беседе с ними выяснить, что им досталось в наследство от их родителей. Мои воспитанники долго не соглашались: им было неловко, они стеснялись и (не признаваясь в открытую) не понимали, что нового могут им рассказать пожилые люди. Но уже после первого визита к ветеранам ребята не могли угомониться и старательно выясняли, о чём ещё с ними можно будет побеседовать. Вещи, которые хранятся у нас в музее, стали приобретать для них совершенно иное значение.
 
Именно эти впечатления и показывают значимость работы музея, определяют её основное направление – укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом. Поэтому в организации работы музея считаю целесообразным использовать принцип педагогики сотрудничества, который позволяет мне поддерживать стремление детей к проявлению природных возможностей, содействовать развитию индивидуальных особенностей. Вера в ребёнка, поддержка его устремлений к самореализации способствует повышению интереса к краеведческой и исследовательской деятельности.
 
3. Организация работы в школьном музее и её успешность.
 
Когда музей еще только создавался, все члены краеведческого кружка работали над проблемой накопления экспонатов. С появлением новых экспонатов возникла необходимость распределить обязанности участников музейной деятельности. С расширением поисковой деятельности возникла необходимость выделить следующие отделы в работе:
 
 
Ребята распределяются по отделам согласно своим интересам и способностям. Наряду с этим распределением обязанностей все члены совета проводят:
· сбор экспонатов,
· обработку экспонатов, 
· учёт и хранение фондов,
· экскурсии,
· беседы и лекции.
 
Данная работа строится по определенной теме с учетом цели, отвечает требованиям, которые соответствуют поставленным задачам поисковой работы. Деятельность отдела я организовываю так, чтобы было ясно, где будет проводиться сбор материалов, какие экспонаты предполагается собирать, кто будет собирать материал, в какое время будет происходить сбор.
 
Одним из главных элементов сбора экспонатов является запись воспоминаний. При объективном и критическом использовании воспоминания могут не только дополнить документальные источники, но и сыграть самостоятельную роль при раскрытии того или иного факта, события. Устные исторические источники чрезвычайно полезны и самим ребятам (при использовании их на уроках), и составляют важную часть при организации бесед с ветеранами. В нашей коллекции есть экспонаты, представляющие историческую ценность.
 
Исследовательская деятельность.
 
Работа исследовательского отдела в нашем школьном музее планируется индивидуально. Для меня, как для руководителя, выбор темы школьником не является приоритетным вопросом. Это – личная инициатива ребенка. Важно поддержать интерес к теме, показать её значимость. В случае если работа требует специфических знаний, навыков, помогаю в организации, с подбором литературы.

Исследовательская деятельность позволяет готовить ребят к участию в конкурсах и олимпиадах по вопросам истории района, города, края.
 
Просветительская деятельность.
 
Основная задача данного направления - вовлечение в работу музея значительного числа школьников и их родителей, родственников, учителей и ветеранов…
 
Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:
· Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций и проведение экскурсий для учащихся;
· Районный уровень – включает в себя творческие встречи с жителями, экскурсии для них, мероприятия с их участием;
· Городской уровень - участие в конкурсах, выставках.
 
Таким образом, главной задачей на сегодняшний день является то, чтобы наш музей стал центром патриотического воспитания обучающихся.
 
4.Программа деятельности музея «Память…».
 
1. Пояснительная записка
 
Накапливая систему норм и ценностей прошлого, ребенок должен видеть и воспринимать в культурном историческом опыте тот созидательный импульс, который там содержится, понять, как этот импульс формировал человека, событие.
 
Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения. Привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьезной умственной и. душевной работы, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.
 
2. Организационно-педагогические основы программы
 
Программа включает следующие этапы работы:
· изучение документальных, вещественных свидетельств (предметов, памятников) истории;
· описание музейных памятников;
· Сбор сведений об участниках событий разных исторических периодов жизни страны.
 
Возраст занимающихся - 7-10 лет.
 
Многолетняя работа музея «Память…» показала, что в школе созданы условия для реализации военно – патриотического воспитания.
 
Цель: Сохранение школьных традиций, истории школы, изучение истории и географии родного края.
 
Задачи:
· Формирование представления об историческом времени и пространстве.
· Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, музейным ценностям.
· Формирование музейной культуры, языка, тepминологии.
 
Для создания, развития и функционирования Музея в школе сформирован актив музея, который:
· Пополняет фонды музея путем организации исследований, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает связи с другими музеями;
· Проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературных и других источников по соответствующей тематике;
· Изучает собранный материал и обеспечивают его учет и хранение;
· Оформляет экспозиции и выставки;
· Проводит экскурсии для учащихся, родителей, педагогов, ветеранов;
· Оказывает содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе;
· Принимает участие в выполнении соответствующих запросов от организаций (городского музея, школьных музеев и т.д.)
 
Работа музея планируется с учётом традиционных мероприятий, связанных с юбилейными и государственными датами.
 
План работы по военно-патриотическому воспитанию на 2010-2011 учебный год
 
 
 5. Школьный музей: прошлое, настоящее, будущее
 
Ни для кого не секрет, что приоритеты современного общества расставлены, увы, не в пользу духовно-нравственных ценностей. В связи с этим школа, выполняя социальный заказ общества все большее внимание должна уделять именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача школы.
 
История школы неразрывна с историей нашей страны. Стране нужны были полезные ископаемые, а Сибирь ими богата. Наш район от моста до с. Бунгур называли Араличево. Здесь были редкие поселения местных жителей, а вокруг болота с кустарниками. Однако здесь стали возникать шахты по добыче угля. Стали прибывать жители с маленькими детьми. Детей надо было учить. На месте прежней маленькой начальной школы с тремя классными комнатами, в 1932 году построили нашу школу.
 
За свою историю школа была и 7-леткой, и 8-леткой, средней 10-леткой, средней 11-леткой.
 
С 2007-2008 учебного года стала начальной школой, а с 2009 года школа стала носить имя В.И.Сизикова.
 
Многолетнюю историю нашей школы захотелось сохранить для будущих потомков. Так возникла идея о создании школьного музея «Память…», поскольку несомненна роль школьного музея в воспитательном процессе в целом и в патриотическом воспитании в частности.
 
В музее действуют 5 постоянных экспозиций и выставок: «Его имя носит наша школа – В.И. Сизиков», «Летопись города», «Они защищали Родину», «Школьные годы чудесные», «Деревенская изба».
 
Отдельное место в нашем музеи занимает экспозиция «Они защищали Родину» 
 Экспозиция посвящена Великой Отечественной войне. Организуется сбор экспонатов, документальных и вещественных реликвий военной поры. Стали традиционными и встречи коллектива учащихся и учителей с ветеранами (День защитника Отечества, День Победы). Надо видеть лица школьников во время этих встреч. Затаив дыхание, слушают они военные рассказы. Перед встречей с ветеранами среди учащихся проводятся конкурсы на лучшие стенгазету, сочинение, рисунок на военную тематику, готовятся номера самодеятельности. Многочисленные фотографии рассказывают о наших земляках, воевавших в разных местах боевых действий. Однако, в этой экспозиции отдельный стенд посвящен людям, которые защищали Родину в горячих точках в наше время (участники локальных войн в Афганской и Чеченской республиках.).
 
Систематические экскурсии к мемориальной доске В.И.Сизикова (Его имя носит школа) проводят по намеченной теме руководитель музея с учениками-экскурсоводами. 
 
 Музейные уроки воспитывают у учащихся любовь к Отечеству, помогают готовить детей к последующей службе в рядах Российской Армии.
 
Органично в работу музея влились народные праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха». Участие ребят в городских и районных конкурсах ежегодно отмечены не только дипломами и благодарственными письмами в адрес музея, но и призовыми местами.
 
В заключении нельзя не признать, что работа музея несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.
Поиск
Кузбассэнерго-РСК
Погода в Новокузнецке
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив новостей

Администрация школы благодарит веб-сервис uCoz за то,
что в рамках программы содействия развитию сайтов некоммерческих учебных заведений

с нашего сайта был безвозмездно снят рекламный баннер.

Администратор сайта Кулешова Светлана Анатольевна.

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz